04.03.2022

Возникновение болезненных ощущений при физическом или химическом воздействии на эмаль зуба вызвано повышенной чувствительностью. Боль возникает во время прикосновения к дентину холодной или горячей пищи, воздуха, влияет также сахар и соль. Неприятные ощущения возникают при чистке зубов щеткой.

Причины повышенной чувствительности зубов

Повышенная чувствительность может сопровождать:

• кариес;
  • патологическую стираемость эмали;
  • деминерализацию;
  • опущение десны, при котором обнажается шейка зуба;
  • клиновидные дефекты в пришеечной зоне.

Среди других причин – действия, вызывающие нарушение структуры эмали и ее истончение. На первом месте среди этих факторов частое употребление напитков (фруктов, соков, вин и т.д.). Кислоты, находящиеся в этих жидкостях, вымывают из эмали кальций, делая структуру пористой и менее плотной. Такое ухудшение состояния приводит к обостренной реакции на все раздражители, в том числе температурные.

При профессиональной (аппаратной) чистке зубов от камня может повыситься чувствительность. Отложения, прилегая к эмали, становятся причиной ее истончения. При этом наряду с вредом (разрушение аппарата, который поддерживает зуб в челюсти и пр.) этот камень является своеобразной защитой от любых воздействий. Когда налет удаляют, обнажается шейка зуба, реагирующая на раздражители. Влияют на содержание кальция в эмали и отбеливающие зубные пасты.

Лечение повышенной чувствительности зубов

Любые терапевтические меры должны быть направлены на устранение первопричины этого явления. Если гиперчувствительность появилась из-за развития кариозных очагов, нужно лечить пораженные ткани. После пломбирования депульпированных зубов они могут по-прежнему оставаться чувствительными к раздражениям, если не обработать их защитным составом. При клиновидных дефектах пришеечной зоны требуется пломбирование.

Наличие белых пятен на зубной эмали свидетельствует о деминерализации (утраты минералов и солей). Чтобы избежать появления повышенной чувствительности, нужно провести курс реминерализации – искусственного насыщения эмали утраченными элементами (в первую очередь это касается кальция и фтора). Комплекс мероприятий включает как стоматологические процедуры (фторирование, ношение капп, аппликации глюконата кальция и т.д.), так и использование специальных средств ухода за зубами.

Проводится реминерализация и после процедуры удаления зубного камня. При пародонтозе из-за отложений опускается десна, из-за чего обнажаются шейки. После того как с них снят «панцирь» камня, они становятся сверхчувствительными и требуют нанесения защитного слоя.